23.07.2019

Логистика «фреш»: 79% — транспорт, 18% — складские услуги, 3% — таможенные брокеры

CustomsForum.ru об итогах исследования логистики сегмента «фреш», проведенного специалистами ООО «Агентство Маркет Гайд».

В прошлом «Большом вопросе» мы начали рассказывать о методике FI-TL, разработанной ООО «Агентство Маркет Гайд» и позволяющей досконально анализировать рынок транспортно-логистических услуг в конкретном сегменте экономики. Например, в категории «фреш».

Напомним, что аббревиатура FI-TL составлена из первых букв слов — первая миля, межтерминал, последняя миля. Сама методика носит расчетный характер и базируется на тарифах, средних плечах доставки того или иного продукта по схемам логистической доставки, сложившихся на рынке на данный момент. В формате B2B — от производителя или импортера до конечного потребителя в виде розничных торговых точек.

На очереди вторая часть материала, подготовленная на основе выступления директора ООО «Агентство Маркет Гайд» Юлии Кисловой в рамках конференции «Цифровизация транспортной логистики — модный тренд или эффективные решения для бизнеса?».

79% расходов связаны с доставкой товара

«По итогам 2018 года, согласно нашим расчетам, рынок логистики продукции категории „фреш“ оценивается в сумму порядка 700 миллиардов рублей. Это уже с досчетом на неучтенные плечи доставки. Без досчета — 583 миллиарда».

«Если посмотреть на структуру рынка, то 79% (553 миллиарда) приходятся на транспорт, 18% (122 миллиарда) — на складские услуги, 3% (23 миллиарда) — на услуги таможенного брокера».

«59% — межтерминальные перевозки, 21% — последняя миля, 20% — первая миля».

«Возвраты в наших расчетах не учтены. Внутренняя логистика тоже. Для ряда продуктов мы делали расчеты по внутренней логистике, но оценки очень отличаются, и я не готова дать среднюю цифру. Плюс результаты таких расчетов, сделанных для заказчиков, не имею права разглашать».

«Растут грузовая база, оборачиваемость и количество машинопоездок. К тому же сейчас очень большое значение стала иметь скорость доставки».

«У логистических компаний всегда возникает вопрос — ну и в какой сегмент нам идти? Где вкуснее, где больше денег?»

«Куда идти и что вкуснее? На молочную продукцию приходится 73 миллиарда рублей, на мясо и мясопродукты — 79 миллиардов, на овощи — 137 миллиардов».

«Отдельно выделю картофель — 178 миллиардов. Он оказался очень интересным продуктом, потому что у него насчитывается от пяти до семи плечей доставки — от поля до оптовиков, работающих с торговыми сетями».

«Цифра приведена с учетом всех затрат, но на самом деле 50-60 миллиардов приходится на транспортировку картофеля неспециализированным транспортом, на долю которого приходится большое количество перевозок».

При расчетах учитывалась лишь продукция, перемещаемая автомобильным транспортом

«Какие мы использовали допущения при наших расчетах? Во-первых, учитывали только ту продукцию, которая перемещается автомобильным транспортом. То есть, все, что касается, к примеру, ж/д транспорта, было исключено из анализа. Мы учитывали всю Россию, но не делали полную раскладку по регионам».

«Нами принято допущение, что на первой миле и межтерминале продукция в основном доставляется крупнотоннажным транспортом грузоподъемностью 10-20 тонн. На последней миле — малотоннажный транспорт грузоподъемностью от 1,5 до 5 тонн».

«Для каждого продукта схемы доставки совершенно разные. И для разных сегментов рынка они будут отличаться. Например, по „фрешу“ мы брали 100-процентную загрузку транспорта. Но если говорить про сегмент „фарма“, то там загрузка максимум достигает 30-35%. Если „опасные грузы“, в частности, нефтепродукты, то там загрузка порядка 85-90%».

«Когда эксперты оценивали результаты нашей работы, то сделали вывод — погрешность исследований составляет не более 10-15%».

Справка CF

Конференция «Цифровизация транспортной логистики — модный тренд или эффективные решения для бизнеса?» организована журналом «ЛОГИСТИКА» совместно со Страховым Домом ВСК.

«Агентство Маркет Гайд» — консалтинговая компания в области маркетинга, логистики и финансов, выступающая официальным издателем научно-практического журнала «ЛОГИСТИКА».