18.04.2019

ТПП: страхование станет одним из способов защиты интересов автоперевозчика и экспедитора

В Госдуму внесен законопроект, вносящий поправки в федеральные законы «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и «О транспортно-экспедиционной деятельности». Концепция законопроекта предложена Торгово-Промышленной палатой РФ.

В настоящее время страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом. При этом риск считается застрахованным в пользу стороны, перед которой по условиям этого договора страхователь должен нести соответствующую ответственность (выгодоприобретателя). 

А вот автоперевозчики пока остаются обделенными — страхование ответственности по договору автомобильной перевозки грузов Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», а также иными федеральными законами не предусмотрено.

«Однако в транспортной отрасли сложилась практика, согласно которой при заключении договоров на перевозку, договоров транспортной экспедиции большинство частных и государственных российских компаний требуют, чтобы автоперевозчики, экспедиторы имели договоры страхования своей ответственности. Такое страхование является одним из способов защиты интересов автоперевозчика, экспедитора и гарантирует возмещение ущерба грузовладельцу в случае повреждения, гибели или утраты груза».

Из пояснительной записки к законопроекту №691042-7

Как напоминают авторы документа, российским законодательством не установлены ограничения для страхования рисков за повреждение, гибель или утрату груза, за которые автоперевозчик, экспедитор несут ответственность перед клиентом в силу общих оснований ответственности за причинение вреда.

«При заключении договоров страхования ответственности автоперевозчиков и экспедиторов стороны имеют право воспользоваться имущественным страхованием, предусмотренным положениями ст. 931 ГК РФ „Страхование ответственности за причинение вреда“. 

Кроме того, в Российской Федерации сложилась судебная практика, признававшая в ряде случаев заключаемые договоры страхования ответственности автоперевозчика или экспедитора недействительными. Такая практика применяется даже несмотря на то, что правила страхования страховщиков не содержали пунктов о страховании договорной ответственности».

Из пояснительной записки к законопроекту №691042-7

Данную ситуацию и должен изменить внесенная в Госдуму инициатива. Как отметила автор законопроекта депутат, председатель Совета Кузбасской ТПП Татьяна Алексеева, поправки направлены на закрепление права автоперевозчиков и экспедиторов страховать свою ответственность за нарушение договора перевозки и договора транспортной экспедиции.

По ее мнению, принятие законопроекта значительно расширит перечень рисков, которые могут быть покрыты договором страхования ответственности автоперевозчиков и экспедиторов (ответственность за просрочку доставки груза, ответственность за неподачу транспортного средства и т.п.).

«Такое страхование выступит одним из способов защиты интересов автоперевозчика, экспедитора и гарантирует возмещение ущерба грузовладельцу в случае повреждения, гибели или утраты груза.

Это позволит защитить автоперевозчиков и экспедиторов не только от претензий владельцев груза (в случае его утраты/повреждения), но и от штрафов со стороны заказчиков перевозки (например, в случае нарушения срока доставки и подачи транспортного средства)».

Из сообщения на сайте Торгово-Промышленной палаты РФ