19.03.2019

Нужно расширить практику проведения психологических исследований с использованием полиграфа

В условиях реформирования таможенных органов такие исследования для всех сотрудников, назначаемых на должности руководящего состава, а также в электронных таможнях и центрах электронного декларирования, должны стать нормой.

К сожалению, приходится говорить на итоговой коллегии о проблеме коррупции. Несмотря на снижение на 33% количества лиц, совершивших такие преступления, и на сокращение на 18% числа зарегистрированных фактов взяточничества, это тема все еще остается на повестке дня.

Особенно нетерпимы вскрытые факты коррупции в Центральном аппарате, правоохранительном блоке и в самих подразделениях, призванных бороться с этим злом.

Без оглядки на значительные имиджевые потери будем и в дальнейшем наступать широким фронтом, вести работу по профилактике и противодействию коррупционным проявлениям в наших рядах.

О цифровизации таможенной службы

Цифровизация экономики в Российской Федерации предоставляет нам большие возможности для совершенствования межведомственного электронного взаимодействия. 

В настоящее время мы осуществляем информационный обмен с 32 федеральными органами исполнительной власти и 10 организациями. Ежедневно в нашей системе обрабатывается около 30 миллионов электронных записей.

Уже сейчас декларант имеет возможность не предоставлять в таможенные органы более 37 видов разрешительных документов, имеющихся в информационных системах других ведомств.

Для дальнейшей автоматизации процессов нам необходимо наладить электронный межведомственный обмен разрешительными документами на товары, в отношении которых установлены запреты и ограничения. Их доля значительна и составляет 39%. Что существенным образом сказывается на наших показателях по автоматическому выпуску.

И такую работу, в первую очередь, необходимо завершить с Федеральными службами по техническому и экспортному контролю и военно-техническому сотрудничеству.

Переводить в цифру необходимо и таможенные операции с лесом и лесоматериалами. Для недопущения нелегального вывоза с территории страны стратегических ресурсов следует обеспечить постоянный автоматический обмен информацией с базой данных лесфондов — для получения сведений о сделках и проведения контроля.

Для запуска в Российской Федерации в октябре 2019 года проекта tax free предстоит совместно с налоговой службой, операторами и торговыми предприятиями согласовать все технические вопросы. И создать систему электронного документооборота. В части внесения изменений в информационную систему мы свой путь уже прошли.

С января этого года ФТС России и Почта России реализуют проект по автоматизации процессов выявления интернет-посылок с превышением стоимостных норм беспошлинного ввоза, начисления, списания и учета таможенных платежей. Это позволит подготовиться к существенному увеличению количества администрируемых международных почтовых отправлений при сохранении качества контроля.

В 2020 году начнется строительство Главного центра обработки данных

Изменение структуры таможенных органов потребует значительных усилий по модернизации информационно-программных средств. Сокращение почти в 40 раз мест таможенного оформления предполагает повышение в 40 раз устойчивости наших информационных средств.

В целях увеличения мощности вычислительных ресурсов и обеспечения их бесперебойного функционирования будет создан Главный центр обработки данных, который объединит все информационные базы. В том числе используемые электронными таможнями. В текущем году проведем все необходимые изыскательские работы и подготовим проектно-сметную документацию. В 2020 году приступим к строительству.

В результате реформирования основная нагрузка по оформлению товаров ложится на выпускающих инспекторов, работающих в центрах электронного декларирования. В течение дня они многократно выполняют юридически значимые действия, заверяя их своей личной электронно-цифровой печатью.

Необходимо пересмотреть роль и место этих должностных лиц в системе таможенных органов. Для повышения мотивации и ответственности мы планируем увеличить им заработную плату за счет высвобождающегося фонда оплаты труда. Было бы оправданным проработать на будущее вопрос о переводе этих должностных лиц на должности сотрудников.

Наше взаимодействие с бизнесом претерпело существенные изменения и перешло в конструктивный диалог

Мы рассчитываем, что известные бизнес-объединения и деловые круги примут активное участие в разработке новой стратегии развития таможенной службы Российской Федерации. Активно ведем подготовку правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона «О таможенном регулировании». 

Всего предусмотрено принятие 179 актов. В настоящее время разработано 164, остальные запланированы на второй и четвертый кварталы 2019 года.

Необходимо провести инвентаризацию всех правовых актов — чтобы исключить избыточные требования, создающие дополнительную административную нагрузку как на бизнес, так и наших должностных лиц.

Площадкой для обсуждения возникающих у бизнеса вопросов станут Общественный и Экспертно-консультативный советы при ФТС России. Создание максимально комфортного делового климата является нашей общей задачей.

Произошли заметные изменения в количестве жалоб и судебных исков к Федеральной таможенной службе. Общее количество исков сократилось почти в два раза. По таможенной стоимости — в два с половиной раза: с 43,7% до 17,5%.

Благодаря активному применению механизма административного обжалования и ведомственного контроля 17 тысяч спорных ситуаций удалось урегулировать в досудебном порядке. Что составляет около 50% от их общего количества.

Про УЭО

Отдельно хочу остановиться на вопросе работы с уполномоченными экономическими операторами. В настоящее время в реестре их 179. Но пока только 12 присвоен статус в соответствии с новым Таможенным кодексом. Работа по переоформлению свидетельств продолжится и в текущем году.

Исходя из актуальности заключения соглашений с иностранными партнерами о взаимном признании уполномоченных экономических операторов, необходимо совместно с бизнес-сообществом изучить проблемные вопросы функционирования и администрирования данного института, а также развития соответствующей нормативно-правовой базы.