01.07.2019

За что готов платить малый и средний бизнес, занимающийся ВЭД

Владимир МалеевДиректор дирекции продаж платежной системы «Таможенная карта», поделился с порталом CustomsForum.ru своим мнением о ситуации в сфере ВЭД, запросах малого и среднего бизнеса, а также о совместных с банками продуктах, нацеленных на удовлетворение запросов со стороны представителей МСБ. Приводим полный текст авторской колонки.

Когда мы говорим о малом и среднем бизнесе, то подразумеваем под этим термином два вида компаний. Одни только-только появились на рынке и лишь начинают познавать азы ВЭД. Другие довольно давно занимаются внешнеэкономической деятельностью, но не могут вырасти и перейти в категорию крупного и крупнейшего бизнеса. То есть, заняли свою нишу и годами продолжают в ней работать.

У таких участников внешнеэкономической деятельности, судя по настроению наших клиентов, довольно настороженное отношение к будущему рынка ВЭД. Нет, речь не идет о стагнации сферы, но и в то же время — никакого всплеска, роста активности не наблюдается. Некое застывшее в одной точке состояние относительного покоя, позволяющее малому и среднему бизнесу находиться на плаву.

От своих финансовых контрагентов — будь то банк или мы, как платежная система, обеспечивающая расчеты с таможней, такие компании ждут надежности в расчетах по приемлемым тарифам. Представители МСБ постоянно ищут возможности для оптимизации расходов. Например, у нас клиенты хотят получить тот продукт, который позволит не тратить много денежных средств при взаиморасчетах с Федеральной таможенной службой по уплате таможенных платежей. И чтобы при этом продукт обеспечивал прозрачность в части учета денежных средств, безопасность операций. 

В первую очередь, таким компаниям нужен недорогой продукт, но в то же время обладающий преимуществами, которыми пользуются крупнейшие участники внешнеэкономической деятельности. Они готовы платить за сервис, если эта плата не превышает стоимость рабочего времени вовлеченных во взаимоотношения с таможней сотрудников.

У владельцев недавно созданного бизнеса, конечно, совсем другие амбиции. Их задача — завоевать свою долю на рынке. Этому клиенту, прежде всего, от банка нужно финансирование. Естественно, не под большие проценты, а под низкие процентные ставки. И в этом успешно помогает ряд банков, которые заточены на оказании услуг участникам внешнеэкономической деятельности и, в частности, малому/среднему бизнесу.

Банки переходят на новую схему обслуживания ВЭД

Первым российским банком, который серьезно подошел к вопросу плодотворного сотрудничества с представителями малого и среднего бизнеса, занимающимися внешнеэкономической деятельностью, стал Сбербанк.

Совместно с «Таможенной картой» Сбербанк реализовал продукт, позволяющий клиентам получить услугу в сфере ВЭД в рамках своего дистанционного банковского обслуживания.

Напомню, что в целом на рынке банковских услуг принята следующая последовательность действий: чтобы начать пользоваться таможенной картой, участник ВЭД должен открыть карточный счет в банке и на него перечислить денежные средства. И только после этого он сможет расплачиваться с таможенными органами. А это потеря времени, к которому в бизнесе относятся бережливо.

В Сбербанке же продукт реализован таким образом: клиенту достаточно зайти в Сбербанк Бизнес Онлайн, подключить услугу и спустя максимум час уже пользоваться ею. Не надо открывать дополнительный счет, не надо ехать в отделение банка. Клиент просто получает доступ к виртуальной таможенной карте и может начинать проводить расчеты с таможенными органами.

Это первый банк, который пошел по инновационному пути навстречу клиентам из малого и среднего бизнеса. Мы стали предлагать такую же схему работы и другим банкам-участникам нашей платежной системы. И сейчас видим, как кто-то уже с успехом внедрил подобный продукт, а кто-то занимается его разработкой.

В целом отмечу, что банки заинтересованы и хотят работать с МСБ. В том числе и в части предоставления услуг, связанных с «Таможенной картой».